Рецензия на сериал «Ганнибал»

«Ганнибал»
«Ганнибал»

«У вас больше не возникает этических проблем, Ганнибал.
 Теперь они лишь эстетические»

Почти все из вас смотрели, или хотя бы слышали о фильме «Молчание ягнят» – экранизации одного из романов Томаса Харриса о маньяке Ганнибале Лектере, вкушающим человеческую плоть и делающим это весьма изысканно. Несмотря на то, что герою Энтони Хопкинса было уделено малое количество экранного времени, своей игрой он удостоился «Оскара», а затем вышли и другие фильмы о злодее. На самом деле, первой попыткой экранизации книг Харриса стал «Охотник на людей» ещё в далёком 1986 году, но он был встречен довольно прохладно. В 2007 году вышел фильм-приквел «Ганнибал: Восхождение» по одноимённому роману, и на этом закончились отношения аристократичного убийцы с миром кино. И вот, 6 лет спустя выходит сериал, подающий нам старую историю в новом свете.
Всего на данный момент было выпущено три сезона, но в планах создателя сериала Брайана Фуллера есть продолжение, которое при удачном стечении обстоятельств может выйти через несколько лет. Первые два сезона во многом являются отсебятиной, лишь изредка подавая зрителям знакомые отсылки – но, боже, до чего прекрасна эта отсебятина! Сняты эпизоды были в Канаде, что обеспечило потрясающие пейзажи и холодную прозрачную атмосферу самого повествования.
В центре сюжета находятся двое людей с психическими отклонениями разной степени выраженности – психопат-каннибал, в честь которого сериал и назван, и консультант ФБР Уилл Грэм, обладающий ярко выраженной эмпатией (способностью чувствовать других людей, «быть в их шкуре»), которая помогает ему в раскрытии дел и очень вредит в области собственной психической стабильности. Вкратце можно сказать, что это сериал о маньяке, других маньяках, тех, кого считают маньяками, и тех, кого не считают, но они ими являются. Не правда ли, звучит заманчиво? На самом деле, есть и вполне психически нормальные герои, которые для зрителя не менее интересны. Так вот, добавьте к этому всему неприкрытую жестокость убийств и изумительную эстетику всего происходящего. Теперь это звучит слегка парадоксально. Что ж, если вы находите девушку, наколотую на оленьи рога, чем-то красивым, то с вами (и с автором статьи), может быть, что-то действительно не так. Неподготовленного зрителя всё это сначала может шокировать, но потом начинает завораживать, и он уже сам будто сидит на приёме у доктора Лектера и слушает слова о морали и грубых людях (или даже пробует их на вкус под видом стейка из говядины, поданного на званом ужине). За время просмотра первых двух сезонов вы сможете несколько раз в корне поменять мнение о некоторых героях, усомниться в происходящем и пережить пару внезапных поворотов сюжета. После всех вышеперечисленных заслуг сериала можно даже простить ему некую нереалистичность, которая заключается в том, что многие убийства в реальности было бы сложновато так незаметно провернуть и преподнести в виде целых картин. В действительно хороших вещах закрываешь глаза на мелкие недостатки.
А вот третий сезон, на мой взгляд, вышел куда менее удачным. Во-первых, тут проявилось стремление сценаристов к воскрешению героев (иногда возникало такое чувство, что подтвердить смерть в этом сериале могло бы только вскрытие патологоанатомом), а во-вторых, сюжет стал основываться на фильмах «Ганнибал» и «Красный дракон». Даже в самих фильмах напряжение периодически угасало и повествование становилось вялым, но фильмы идут часа 2, а тут нам преподносят аж 13 эпизодов по 40 минут. Всё это выразилось в том, что первая половина сезона была откровенно скучной, по полминуты показывали сцены разлития вина в бокалы, а кровавых и динамичных моментов почти не осталось. Мне кажется, в третьем сезоне создатели чрезмерно заигрались с эстетикой, пытаясь чем-то заполнить время; при этом они разрушили ту атмосферу, что была в первых двух сезонов из-за смены места действия. Ладно, вторая половина вышла удачнее, появилось какое-то развитие сюжета, но рейтинги сериала всё равно падали, что и стало причиной его закрытия. Но, чёрт возьми, какой запоминающейся вышла финальная сцена третьего сезона, это было просто потрясающее сочетание музыки, визуального ряда и действия! Казалось бы, вот она – довольно жирная точка, но потом нам выдают сцену после титров, которая вкупе с многочисленными интервью съёмочной группы и актёров вгоняет в лёгкое недоумение.
После окончания третьего сезона Брайан Фуллер говорил, что рассматривает вариант продолжения в виде фильма, потом появилась информация о возможном возобновлении съёмок через 2-3 года. Что ж, будем ждать и надеяться, что создатели решат вернуться к атмосфере первых двух сезонов, в царство художественной жестокости, психиатрии и красоты. Ганнибал был очень яркой вспышкой в мире сериалов, провоцируя тем, что для зрителей выглядели привлекательными вещи, неприемлемые в нашем мире. Очередной повод задуматься?

Читайте ещё: Пять внезапных сериалов, которые рекомендует Моденов

Популярные сообщения