Рецензия на альбом Muse – «Origin of Symmetry» (2001)
Muse – одна из тех групп, которые я полюбил относительно давно, и это увлечение не собирается кончаться в обозримом будущем. В этом обзоре я рассмотрю их уже ставший классическим для фанатов альбом далёкого 2001 года – Origin of Symmetry. И сразу же предупреждение – впереди вас ждёт много, много, МНОГО восхищения, обожания и лишь чуть-чуть критики.
По моему мнению, это – лучшее, что создавали Muse за всю свою историю. И один из лучших (если не лучший) альбом, который мне вообще доводилось слушать. Он настолько мне понравился, что именно с этого релиза (вместе с DVD Hullabaloo) началось моё коллекционирование дисков, которое не прекращается и поныне. Ну, а теперь можно и поподробнее.
Muse – «Origin of Symmetry» (2001)
Обложка альбома:
Альбом открывается композицией New Born – сперва нам преподносят милый проигрыш на пианино, который мог бы сгодиться для написания детской песенки, зато потом начинается поход во все гитарные тяжкие. Это было то старое доброе время, когда Muse ещё не писали песен специально для радио (из-за чего данный альбом даже первоначально не выпустили в США), но при этом создавали те громкие хиты (в хорошем смысле слова), которые фанаты до сих пор любят и ждут на концертах. И вот New Born – один из таких хитов, песня, запоминающаяся с первого прослушивания.
Bliss – неоднозначная песня в плане своего лирического толкования. Первоначально она была тёмной и мрачной, но сейчас почему-то принято считать, что она о любви и прочем. Всё дело в строчке Give me all the peace and joy in your mind (рус. «Дай мне весь покой и наслаждение в твоей голове»). В зависимости от желания слушателя, она может быть воспринята либо как акт агрессии, либо как просьба к любимому человеку. Что ж, решайте сами. В музыкальном плане мы видим синтезаторные арпеджио во вступлении, затем переходящие в гитарную музыку, сдобренную какими-то весьма космическими звуками.
Третьей композицией на альбоме выступает Space Dementia (и да, я настолько хорошо знаю альбом, что мне не приходится смотреть порядок песен на нём). Здесь в полной мере проявляется талант Мэттью Беллами как клавишника; этот талант сотворил нам историю о страстной любви, звучащую на фоне саундтрека к Апокалипсису. Примечательна также заключительная часть, в которой синтезаторы издают космические (да, снова космические) завывания, а сквозь искажённые гитары можно услышать звук… молнии на ширинке Мэттью (нет, я не выдумал этот факт, именно так она и записывалась).
Hyper Music – тот случай, когда название отражает характер самой композиции. Чрезвычайно агрессивный, лязгающий трек, слова, наполненные гневом – всё, как мы любим, не правда ли? Удивительно, но на своём сборнике би-сайдов Hullabaloo группа представила публике версию, полностью противоположную этой – медленную, печальную, акустическую Hyper Chondriac Music. Честно, они обе очень хороши.
Пятой идёт Plug In Baby – одна из самых знаменитых песен Muse. Она ведёт свою историю аж с 1997 года, когда была записана первая демо-версия (впрочем, абсолютно не похожая на итоговый результат). Затем где-то в 2000 году группа включила новую версию (почти альбомную) в свои живые выступления и из сет-листов она не выходит по сей день, за очень редкими исключениями. Сам проигрыш признавался одним из лучших гитарных риффов в 21 веке, на концертах ко всему этому прибавляются ещё и сиреноподобные звуки гитары, с помощью которых Беллами в последнем туре даже заигрывает с толпой. Опять же, песня по структуре является довольно типичной для рока, но при этом отсутствует то ощущение, что она написана для популярности, как во многих поздних треках Muse.
Citizen Erased – смесь семиструнной гитары, антиутопии, фальцета и грустного пианино в конце. Текст был вдохновлён легендарной книгой Джорджа Оруэлла «1984», а музыка была вдохновлена, наверное, каким-то тяжёлым роком прошлых времён. До написания песни The Globalist трек был самой длинной песней британского трио, продолжительность его – более 7 минут. За эти 7 минут мы можем насладиться мощной гитарой, красивым визгливым соло, визгами самого Мэттью и финальной фортепианной балладой, плавно перетекающей в следующий трек.
Micro Cuts – одна из самых необычных песен Muse, потому что как ни фальцетит Беллами в других, эту ему, пожалуй не перефальцетить никогда. Действительно, весь вокал в песне чрезвычайно высокий, слегка завывающий, а в конце второго припева Мэтт и вовсе достигает одной из высочайших нот, спетых на основном студийном вокале. Можно сказать, что песня вышла скорее на любителя, на любителя стиля Muse и их визгов, но для многих она очень хороша.
После всей этой ударной волны идёт весьма тихая и лиричная Screenager – по сути, единственная такая песня на альбоме. После первого прослушивания её можно и недооценить, она может затеряться на фоне более громкого окружения, но затем вы поймёте, что это красивая баллада о подростке, который пытается не потерять себя в этом мире.
Darkshines – да, это пишется в одно слово, да будет известно составителям дискографий. Довольно необычная композиция, в которой тихие, немного испанские проигрыши чередуются с мощными припевами, наполненными тёмной энергетикой Muse той эпохи. Определённо, чувствуется влияние гитарного стиля фламенко, уроки по которому когда-то посещал Беллами.
Feeling Good лично для меня является песней «не от альбома сего». Да, она довольно хорошая, но уж больно не вписывается в общую картину. Когда хочется сделать на что-то кавер, лучше всё-таки включить его в би-сайды, если он НАСТОЛЬКО выбивается из альбома. Позитивный текст, лёгкое пианино, странный громкоговоритель в середине (хотя он, наверное, и есть самая интересная часть песни) – всё это вышло как-то не особо по-мьюзовски. Нет, я повторяю ещё раз, песня-то неплоха, но она слишком отличается и слишком блекнет на фоне остальных.
Futurism – и, если вы сейчас параллельно смотрите трек-лист или слушаете альбом, то с большой вероятностью, вы решите, что я ошибся, и эта песня с другого диска. Но нет, это японский бонус-трек, по какой-то странной привычке Muse первых трёх альбомов поставленный не последним по порядку, как обычно располагаются бонусы. Что ж можно сказать? Звучание наиболее близко, пожалуй, к Hyper Music, ничего особо нового в музыкальном плане эта песня нам не даст, но она звучит хорошо. Довольно справедливо было не включать это в основной трек-лист, но из-за этого шанс услышать её на концерте стремится к нулю – группа по какой-то причине считает, что её японские бонус-треки никому не известны, и вживую этот трек игрался меньше раз, чем пальцев на одной руке. Очень жаль.
И, наконец, Megalomania. Нет, даже так: MEGALOMANIA!!!! Честно, считаю её одной из лучших (если не лучшей) песней этих британцев. Она грандиозна по звуку, глубока по тексту, напоминает церковное музыкальное сопровождение, только церковь-то, наверное, сатанинская. Эта песня великолепна, грандиозна и мегаломанистична, в соответствие с названием. Записывалась на настоящем органе в английской церкви, из-за чего Muse даже пришлось предоставить священнику фальшивый текст для получения разрешения на запись. «Зачем нужны дети? Они лишь вырастают и нарушают законы, которые ты любил», «Когда я умру, я вскоре потревожу тебя в темноте» и прочие чрезвычайно милые фразы можно найти в этом шедевре. Если её играют на концерте, то половина зрителей сразу же почти падает в обморок от восторга (к несчастью, это очень редкое явление). Потрясающая концовка потрясающего альбома.
В целом, я настоятельно рекомендую альбом к прослушиванию любому, кто любит рок, британскую музыку, да и просто хорошую музыку. Познакомьтесь поближе с теми Muse, что были до «Сумерек», до экспериментов со знаком «минус». С пиком их творчества.
Автор: Андрей Исаков
Alaborn Music
Рекомендуем ознакомиться:
Лучшие альбомы ушедшего лета 2015
Рейтинг. 01.09.2015
Muse – Drones (2015)
Рецензия. 03.06.2015
Muse – Drones (2015) II
Рецензия. 03.06.2015
Комментарии