Muse – Simulation Theory и не только

Не так давно я просил своих друзей (все мы слушаем примерно одну и ту же музыку) написать пару строчек о новом альбоме английских рокеров MUSE "Simulation Theory", вышедшем в начале ноября 2018 года, и первым своё видение пластинки нам поведал Сергей — его статья находится здесь.

Сегодня второй, более развёрнутый обзор от Андрея. Погнали!

MUSE "Simulation Theory" обзор альбома

9 ноября вышел новый альбом одной из популярнейших британских групп. Что он из себя представляет? Стоит ли его слушать? Стоит ли вообще слушать Muse в наше время? Я расскажу вам.

К альбому я подходил с невысокими ожиданиями. Причин было много: Dig Down, обложка, клип Thought Contagion, ретровэйвная эстетика, клип Pressure, идеи симуляции и виртуальной реальности. Если вас это не настораживает, то есть все шансы полюбить альбом. В моём случае, всё немного сложнее и запутаннее.

Для начала: ретровэйв, обложка, тематика 80-х. Вау. Я был поражён выбором настолько вторичного и пережёванного направления нынешней поп-культуры в качестве основного наполнения музыки и видео. Розово-синие неоновые оттенки, знакомые синтезаторы, отсылки на старые клипы и фильмы в моих глазах стали признаком творческой импотенции или просто нежелания придумывать что-то оригинальное. Я не являюсь поклонником спекуляции на ностальгии в принципе, возможно потому, что в юном возрасте не был знаком с той эпохой и не связываю с ней тёплых воспоминаний. Сейчас 80-е уже успели надоесть, наверное, даже самым лютым их фанатам. А тут приходят Muse, и для них будто не существовало всех тех сотен ретровэйв-исполнителей разной степени известности, десятков фильмов/сериалов, которые так или иначе лезут в те времена.

Во-вторых, данный альбом написан как концептуальный. Из названия и текстов песен становится ясно, что перед нами эдакий ремейк «Матрицы» в виде музыки. Снова всё та же проблема – это жутко не ново. «Матрица» стала огромным культурным феноменом, после неё посягнуть на подобную тему можно, если только ты развиваешь её совершенно иначе (к примеру, как в сериале «Чёрное зеркало»). Muse не привносят ничего нового, лирический герой песен всё сопротивляется и пытается вырваться из тоталитарной системы. Между прочим, он занимался ровно тем же самым в прошлом альбоме Drones (только вместо симуляции были бездушные командиры-военные), а также в The Resistance (но там сюжет из «1984»).

Позвольте мне сейчас отойти от Simulation Theory и поговорить о текстах Muse, начиная с их первых релизов. Showbiz и Origin of Symmetry были альбомами личного уровня, об отношениях между людьми, юности и восприятии мира. Absolution является незаметным для многих переломным моментом в творчестве группы. Появляются простые по структуре и звуку «хитовые» песни (Hysteria, Time Is Running Out), а также впервые затрагивается тема политики в Ruled by Secrecy. Мэттью Беллами – вокалист и автор текстов группы – это чрезвычайно увлекающийся человек. Иногда он напоминает какого-то ребёнка, зачарованного идеей, пришедшей в голову. Со времён Black Holes and Revelations мы увидели песни о пришельцах, злых политиках (очень-очень много), корпорациях, глобальном потеплении, беспилотниках, а теперь и о симуляции всего и вся. Возможно, некоторые из этих тем действительно стоят рассмотрения, но мать вашу, не альбомами же! Становится просто смешно, когда герой песни уже в который раз просит спасти его от ______________ (вставьте идею, которой сейчас увлечён Мэтт). Складывается впечатление, что Muse лучше слушать, не зная английского и переводов текстов. Призывы к восстанию и бунту с годами кажутся всё смешнее, а в Simulation Theory они никуда не делись.

Мэтт Беллами, обожающий современное состояние музыкальной индустрии и преклоняющийся перед iTunes, решил, что можно выпускать отдельные треки, лишь затем объединив их в альбом. Эта сингловая ориентированность показывает то, насколько он хочет быть поп-звездой. Насколько ему нравится, что их популярные песни ставят на радио, а заезженным хитам подпевают на стадионах. Я даже верю, что ему не надоедает их играть, и он искренне считает, что фанаты любят их больше всего. Его неподдельное удивление, когда люди в зале аплодируют японскому бонус-треку или би-сайду с сингла нулевых, смотрится забавно. Он реально оторвался от той исходной аудитории Muse, но это не повод его винить, остаётся только принять данный факт.

Я начну с Dig Down, датированной аж апрелем 2017 года. Возможно, это худшая песня Muse в истории (за этот титул она борется с Revolt). Синтезаторы здесь – это искалеченный вариант звучания сомнительной песни Madness 2012 года. Вдумайтесь, группа не просто занялась самоповтором, но ещё и выбрала для этого откровенно спорный трек. Когда ты слышишь Dig Down на альбоме, то от нелепого вступления становится просто смешно. Что касается текста, то он определённо написан про Трампа/Брекзит/ещё какие-нибудь грустные политические моменты. Серьёзно, Muse, неужели у вас не было лучших идей? Единственное, что может спасти песню – акустическая госпел-версия с бонус-диска к альбому. Она превращает невнятное синтезаторное буханье во что-то куда более естественное.

Спустя почти год, в феврале 2018 произошёл релиз другого сингла – Thought Contagion. Меня порадовало звучание песни, это как раз те новые Muse, которые уже не ориентируются на свои первые альбомы, но при этом создают приятную и интересную музыку. Даже текст в этот раз поднимает хорошую мысль.  Побеждают люди, верящие во что-то всей душой, даже если их убеждения далеки от правды. А вот клип оказался провальным. Что это такое? Вампиры, оборотни, пародия на Thriller, приевшийся розовый неон. Как я упомянул в начале, сейчас делать такое – это даже не погоня за модой, а какое-то отставание от неё. К несчастью, подобная ахинея происходит почти во всех клипах к песням нового альбома.

Something Human – одна из двух, по моему мнению, действительно личных песен на альбоме. Этот простой трек, основанный на акустической гитаре, рассказывает о человеке, который просто хочет вернуться домой и почувствовать тепло и поддержку. Я сначала скептически отнёсся к данной композиции, посчитав её простоватой и скучной, но в итоге могу признать, что она подкупает прямолинейностью и искренностью. Этого часто не хватает нынешним Muse. Клип смотреть лучше не надо (как и все клипы с альбома). Акустическая версия с бонус-диска получает звание самого бесполезного трека на альбоме, ибо не особо отличается от оригинала.

Следующей стала The Dark Side. Для меня это самая спорная песня Simulation Theory. В куплетах есть какие-то отголоски ранних альбомов, вокала тех времён, музыка тоже неплоха, а вот припев отвратный. В супер-делюкс-издании альбома есть альтернативная версия, которая вышла просто скучной. Она могла быть похожей на что-то старое и крутое, но для этого надо было стараться больше. А ещё есть инструментальная альтернативная версия, которая мне нравится (ну, там же нет припева).

Pressure – песня, которая работает не только в рамках концепции альбома, но и является посланием фанатам группы. Беллами в этом задорном треке буквально кричит о том, чтоб от него перестали что-то требовать, дали свободу и не ограничивали его идеи желаниями аудитории. При этом песня демонстрирует, что Muse могут создавать качественную поп-музыку: это отличная композиция, под которую даже хочется веселиться и танцевать. К несчастью, клип по уши залез в отсылки к 80-м и пародирует фильм «Назад в будущее», что может порадовать только фанатов подобного. На бонус-диске альбома есть версия песни, где ударные и трубы исполнены целым студенческим спортивным оркестром, и, несмотря на отличное звучание духовых, динамика в этой версии немного пострадала.

Лишь 9 ноября 2018 года нам полностью представили альбом. Его звучание порой сильно отличается от привычной музыки группы, но чем дальше оно от неё отходит, тем интереснее становится.

Algorithm – песня, которая на протяжении полутора минут слегка банальных синтезаторов притворяется инструментальной. К несчастью, нет. Нам в лицо сразу швыряют тематику альбома и традиционное нытьё о сопротивлении системе. Так и не сумев музыкально развиться во что-то действительно впечатляющее, песня остаётся неплохой композицией с упущенным потенциалом. Альтернативная версия с делюкс-издания скучнее оригинала.

Propaganda – абсолютно отбитый по меркам британского трио эксперимент со звучанием. Просто включите; вы либо влюбитесь в неё с первого прослушивания, либо не захотите больше знать. Как по мне, это одна из лучших вещей на альбоме. А в условно акустическом варианте на бонус-диске она становится даже более странной.

Break It to Me – идеальное продолжение Propaganda. Две подряд нестандартные песни, два подряд удачных эксперимента. Break It to Me умудряется балансировать между гитарным и синтезаторным звучанием, и в данном сплаве рождается ритмичная композиция. Клип на неё – фильм «Экстаз» на минималках (лучше посмотрите фильм, он шикарный). Ремикс со второго диска убирает гитары и обедняет песню, хоть и выставляет напоказ восточные мотивы.

Get Up and Fight – разочарование. Это вышло не какой-то интересной лёгкой поп-песней, а чем-то в стиле поздних Thirty Seconds to Mars – глупой и унылой стадионной кричалкой. Во второй раз она мне показалась не такой ужасной, как в первый, но факт того, что она будет следующим синглом (судя по наклейкам на диске) очень расстраивает.

Неудачной вещью для меня стала и Blockades. Припев там полон отвратительного пафоса в стиле Uprising, из которого я уже вырос, а музыка не вызывает эмоций. И вроде всё на месте, это довольно традиционные Muse, разве что с примесью нелепых синтезаторов, но не трогает совершенно. Кстати, «Нелепые Синтезаторы» могло бы стать отличным названием этого альбома.

The Void в акустической версии будто пришла с Origin of Symmetry или Absolution. Пронзительный вокал под пианино – то, по чему скучали фанаты. При прослушивании в моей голове возникли ассоциации с песней Hoodoo 12-летней давности. Предпоследний трек (до него надо ещё дотерпеть) с бонус-диска стал спрятанным сокровищем Simulation Theory. Но насколько я остался в восторге от акустической версии, настолько же я не впечатлился альбомной – её синтезаторная мешанина выглядит пошловато и скучно.

Под конец я хотел бы написать немного о поздних Muse в целом. Что это за группа, куда она движется, как звучит. Сказать честно, я и сам не знаю точных ответов на эти вопросы. Альбомы Black Holes and Revelations и The Resistance откровенно сложно воспринимать целиком из-за метаний между личными и социальными песнями, а ведь последний даже пытался стать концептуальным альбомом. The 2nd Law, в принципе, направился туда же, смешивая всё и вся. Но в этот раз музыка довольно серьёзно пострадала – почти каждая песня является копией стиля другой группы или полуплагиатом чужих песен. Supremacy – Kashmir, Madness – I Want to Break Free, Panic Station – Another One Bites The Dust, Big Freeze – мотивы U2. Это не прямое копирование, но схожесть настолько заметна, что это уже не просто влияние стиля. К счастью, на Drones группа отошла от такого музыкального попурри и записала действительно концептуальную пластинку, наиболее цельную со времён Absolution. Я не понимаю, почему некоторым не нравится прошлый альбом, в нём количество спорных моментов сведено к минимуму (лишь песня Revolt стала полным провалом). У меня есть только один вопрос – насколько искренне писался Drones? Кажется, будто группа сделала его, чтобы успокоить hardcore Muse fans, ждущих рока и огромного количества гитар, как на первых альбомах.

Muse сейчас позиционируют себя как группу, ориентированную на наиболее массового слушателя. В качестве синглов почти всегда выбираются наиболее простые песни, которые будут крутить по радио. Вот некоторые из них: Supermassive Black Hole, Starlight, Resistance, Undisclosed Desires, Madness, Panic Station, Follow Me, Mercy, Revolt. При этом почти любой поклонник согласится, что это ни разу не лучшие песни с альбомов. Это говорит о желании стать максимально популярной группой, чьи несколько песен будет знать каждый. На концертах мы получаем порцию бессменных хитов, из-за чего у людей, которым они надоели, пропадает желание идти на концерт. Когда половина сет-листа играется примерно в каждом туре, такая стратегия становится успешной для привлечения новых людей, а не удержания старых фанатов. Я не хочу обвинять Muse ни в чём, они сами определяют, как развиваться и выстраивать свой музыкальный имидж. Жаль только, что концерты для любителей непопулярных песен и би-сайдов эпохи Absolution проводятся как чрезвычайно редкое мероприятие, чаще всего на территории Великобритании.

Решайте сами, по пути вам с нынешними Muse или нет. Послушайте новый альбом, а если он вам не понравится – что ж, в мире ещё огромное количество разной музыки. Среди неё вы обязательно найдёте что-то для себя.

MUSE


специально для блога Моденова

Комментарии

Популярные сообщения